Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как часто ребенок слышит от взрослых фразы: «Не отвлекайся», «Будь внимательнее», «Делай правильно»? Выполняя требования взрослых, ребенок управляет своим вниманием. Просто внимательным быть нельзя – можно лишь быть внимательным, выполняя какую–либо работу, и поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение какой–либо деятельности и работы органов чувств, на процессы мышления, запоминания, на двигательную активность.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста определяется комплексом познавательных процессов, таких как: внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления. Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка. Внимание для детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения готовности ребёнка к школьному обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.
Развитие внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений ребенка. Зачатки произвольного внимания появляются в старшем дошкольном возрасте, поэтому хорошо сформированные свойства внимания являются факторами, которые определяют успешность обучения начальной школе. При плохо развитом произвольном внимании, ребенку достаточно сложно концентрироваться на каком – то одном деле, при выполнении работы он будет выполнять ее с большим количеством ошибок или не до конца. Ребенку сложно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.
Указанное выше дает нам актуальность темы нашей курсовой работы.
Начало научного рассмотрения проблемы развития внимания, в разное время, было положено отечественными психологами, такими как П.Я. Гальперин, С.П. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.Г. Ананьев. Эти исследователи давали определение вниманию, его свойства, формы, функции, динамику развития.
Большой вклад, в проблему развития внимания внесли также зарубежные психологи В. Вундт, Т. Рибо. Более полную характеристику свойств и видов внимания дали современные исследователи В.Я. Романов и Ю.Б. Дормашев.
Проблемой нашего исследования является выявление наиболее оптимальных методов развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Цель работы: теоретически изучить и экспериментально апробировать средства развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: произвольное внимание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в играх, которые смогут повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника.
Задачи исследования:
1) дать характеристику развития внимания у детей дошкольного возраста на основе анализа научных исследований;
2) рассмотреть методы и формы развития произвольного внимания;
3) организовать экспериментальное исследование развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста;
4) разработать и апробировать средства развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, синтез, обобщение материала), эмпирические.
Глава 1. Теоретические основания проблемы развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
1.1 Что такое произвольное внимание?
В нашей повседневной жизни внимание упоминается чаще, чем любой другой психический процесс. Вниманию определено большая роль в жизни человека, так как оно активизирует нужные и притормаживает ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации. Никакой психический процесс не будет протекать целенаправленно и продуктивно, если внимание не сосредоточено на том, что нужно воспринимать или сделать.
Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему-либо. Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них [2].
Проблеме изучения внимания, а также его видов и свойств уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, И. Гербарт, Н.Ф. Добрынин, Л.Н. Леонтьев, Дж.Миль, Р.С. Немов, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева.
Л.С. Выготский связывал внимание с развитием высших психических функций в контексте своей культурно – исторической концепции. Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредствам которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание [3].
Т. Рибо подчеркивал, что внимание всегда связано с эмоциями и навязывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он рассматривал особенно тесную зависимость [14, с. 75].
С.Л. Рубинштейн считал, что внимание тесным образом связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних ступенях филогенетического развития, оно непосредственно включено в практическую деятельность, в поведение. Внимание сначала возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, как мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия. Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к действию [15].
Н.Ф. Добрынин определял внимание как «направленность и сосредоточенность нашей психической деятельности. Направленность – это выбор деятельности и поддержание ее, сосредоточенность внимания – это углубление в данную деятельность и отвлечение от других». По его мнению, развитие внимания – это формирование внимания с помощью внешних и внутренних средств, и над этим можно брать управление [8].
Природа внимания может быть развернута через разбор деятельности, и представления о внимании мы сможем найти в работах А. Н. Леонтьева, который представил несколько общих положений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Баскакова И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития / под ред. И.И. Баскаковой. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. 164 с.- Текст: непосредственный
2. Внимание, его диагностика и развитие – URL: http://azps.ru/articles/vnimanie.html (Дата обращения: 08.05.2021). – Текст: электронный.
3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / под ред. Л.С. Выготского. М.: Педагогика, 2000. 328 c. – Текст: непосредственный.
4. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.— 205 с. – Текст: непосредственный.
5. Гальперин,П.Я. К проблеме внимания / П.Я. Гальперин // Психология внимания : хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – Москва : ЧеРо, 2001. – С. 534-542. – (Хрестоматия по психологии). – ISBN 5-88711-149-6.– Текст: непосредственный.
6. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе/Сост. Р.А.Жукова. - Волгоград: Учитель АСТ, 2005. – Текст: непосредственный
7. Дидактические игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-razvitiya-vnimaniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (Дата обращения: 03.04.2021). – Текст: электронный.
8. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / под ред. Н.Ф. Добрынина. М.: Просвещение, 2008. 118 с., с. 169 - Текст: непосредственный.
9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды // Л.В. Занков – М – 1999 - Текст: непосредственный.
10. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. Ярославль: «Академия развития», 1997 - Текст: непосредственный.
11. Неймер Ю.Л. Психологический словарь / под ред. Ю.Л. Неймер. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 352 с. - Текст: непосредственный.
12. Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: МГУ, 2002. – 152 с. .– Текст: непосредственный.
13. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Е. З. Басина, Л. В. Берцфан, Е. А. Бугрименко ; под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М. : Педагогика, 1988. - 135,2 с. : ил. – Текст: непосредственный.
14. Рибо Т. Психология внимания / под ред. Т. Рибо. СПб.: Изд-во Ф.Павленкова, 2000. 369 с. - Текст: непосредственный.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 2004 . – 334 с. – ISBN 5-314-00016-4. – Текст: непосредственный.